Введение в проблему
Прежде чем начать рассказ о психологии и технологии создания видео клипа, я бы хотел остановится на мотивационных моментах, коими проворачивается механизм сотворения проекта. У вас должно быть поменьше иллюзий по отношению к ожидаемым результатам, дабы потом не было "мучительно больно за бесцельно потраченные на проект дни, недели..., годы…".
Вы хотите снять видео клип? Что вами движет - желание заработать, или вы хотите сделать СВОЮ карьеру внутри шоу-бизнеса. Или реализовать свой творческий потенциал. А может желаете помочь знакомым музыкантам, разбавив их музыцирование толикой виртуальных красок? ЧТО? Вы должны честно ответить на этот вопрос самому себе и оценить - насколько сильно ваше желание. От этого зависит...
Хочу процитировать: "… Мне все равно как будет написан роман. Я вижу перед собою старого уставшего человека, обремененного болезнями и любовницами. И мне все равно, что вы чувствуете и как живете. Для меня главное - чтобы Рукопись была закончена. Ваша жизнь, ваши мечты, мотивы которыми вами движут... Это как-то за пределами моих интересов. Ведь главное - это Рукопись, а не вы". Стругацкие .....
Вот если у вас будет подобный подход к Процессу, тогда может что-то получиться. С любой другой мотивацией не одолеть той горы проблем и задач под названием "Видеоклип для музыкальной группы".
Вы должны помнить:
- музыкальная группа решает свои проблемы. С помощью клипа она желает раскрутить свое Имя. Не более. На этом пути самобытность и оригинальность приемлемы лишь в тех пределах, пока работают на эту раскрутку
- любой клип быстро стареет, приедается, сходит с эфира и забывается - Для вас лично одна работа мало что даст. Как не было так и не будет: ни Имени, ни вашей раскрутки… Вернее: может появиться маленький кусочек имени. Поэтому придется работать еще и еще.
- в утешение скажу: нет правил без исключений. Бывают звездные мгновения..., но разве это относится к Вам.
Рядом со мной, в разные годы чередой прошли молодые люди пытавшиеся опереться на мой опыт, пройти некую школу и выпрыгнуть в самостоятельную творческую жизнь клипмейкера. Я не помню, чтобы у кого-то получилось. По-моему нет такой профессии - клипмейкер, внутри которой можно построить уютный свой мир и жить..., и кормиться... Просто есть необходимость в существовании видеоклипа, и поэтому всегда обнаружатся люди, обращающиеся к этому жанру. Они, как правило, занимаются разным. И к созданию видеоклипа не подходят как к оригинальному жанру с особой спецификой. Конечно, никто не будет спорить о праве жанра на самобытность и уникальность, но… многие втискивают жанр в рамки коммерческих поделок (вполне рядовых) в промежуток сотворения тупых программ для ТВ.
Впрочем мы говорим не о профессиональных командах видеосьемщиков, обремененных техникой и обязанностями, а о вас: человека свободного от всего и измученного желанием хоть несколько прикоснуться к этой "чудной" жизни - режиссера модного кино. Как прийти в эту профессию? Можно попытаться вписаться в одну из телевизионных бригад. Чего-то там снимать, набирать опыта. Потом перетечь в музыкальную редакцию и, смотришь, - состоялся ... Долго. Много теряешь на этом пути. Притупится вкус, поредеют зубы, исчезнет кайф Победителя. Можно пристать в ученики к Клипмейкеру? Но их нет в пределах Украины. А для тех, кто все же умудрился сделать себя внутри этой профессии, это скорее образ жизни.
Это и есть Тайна, незнание которой приводит к многочисленным разочарованиям и неудачам в попытке сделать Карьеру. Клипмейкер, обладающий уникальной системой производства не потерпит Ученика в своей команде. Сама система есть часть профессиональных навыков общедоступных и нетрудных в познании, но соединенная в определенную схему, присущую Мастеру, становиться профессиональным секретом, делиться которым с вами никто не станет. Я должен уточнить: Мастерство во многом базируется на возможности вновь и вновь обращаться к одним и тем же "клиентам". Кто же будет вас знакомить со святая святых любого бизнеса: "базой данных" и способами работы с ней? И все же я надеюсь с мотивацией у вас все в порядке.
Как начать, с кем начать...?
Итак вы решились. Вы хотите, чувствуете силы …. Как начать? Первое с чем столкнетесь - выбор группы или исполнителя. Хорошо если эта проблема снимается тем, что необходимость в съемках клипа появилась как продолжение развития ваших взаимоотношений с какой либо группой. Но варианты бывают разные….
Рассмотрим: Есть богатые родители, у них красавица дочь, чудно учиться в школе и музыкально самовыражается. Прекрасный голос: на местном конкурсе «Молодые таланты» даже вышла в призеры. Менеджеры студии звукозаписи «Мелодии нашего Двора», специализирующиеся на выращивании молодых звезд эстрады, включили ее в орбиту своих интересов. У нее уже есть свой репертуар (чем-то повторяющий стиль модной звезды) и амбиции. Когда в орбите их интересов появляется человек имеющий отношение к созданию видеоклипа, они начинают с ним дружить….
Не советую вам этот вариант. Звездочек-однодневок огромное количество, они вспыхивают и гаснут. Они не самостоятельны. За них решают их папы-мамы, либо менеджеры студии, с которыми у них Контракт. Их не интересует ваше творчество и ваша уникальность. Им надо по возможности «красиво» повторить какой-то определенный клип любимой звезды, или в лучшем случае собрать из модных приемов (как принято). Их интересует Раскрутка, что само по себе нормальное явление. Но параметры, в которых они пытаются это сделать, слишком банальны и осуществляются на поле, где топчется огромное количество безликих поющих и подпрыгивающих существ. И ваш клип, как бы вы не изощрялись, будет таким же безликим и банальным. Дело будет не в вашей гениальности (или отсутствии таковой), а в невозможности выпрыгнуть за пределы серости, обыкновенности, тривиальности, ибо они заложены изначально в само существование такого стиля Раскрутки. Парадокс в том, что «звезды» украинской эстрады прошли именно этот путь. И выигрывает здесь тот, кто «забьет» количеством мельканий на ТВ, кассетами в магазинах, раскруткой на FM-радио… До качества ли тут? Впрочем, вы сами знаете, как делаются «звезды»
Но при чем здесь творчество?
Я не призываю вас отказываться от таких проектов - для них снимали, снимают и будут снимать. Но вы должны быть готовы к никчемушной жизни вашего детища: мелькнет, несчастное, в хит-параде «Зоны В» и канет в небытие местечковых каналов, которые любят крутить «ретро» (похоже на столичный эфир и клипы, какие нигде не увидишь). Вообще-то сотворение клипов для исполнителей, прорывающихся в верха шоу-бизнеса отдельная тема. Ибо там и большие деньги, и шекспировские страсти, и «кидалово» приличное, Но все это мало связано с творчеством.
Другой случай. Уставшие ребята из наполовину раскрученных. Они почти «звезды»: мелькали (нечасто) в популярных теле-хитах. Когда-то даже третье место в каком столичном «Мело-Рейтинге» имели. Прочная устоявшаяся (устаканившаяся) репутация в вашем дворе. Море сочиненных альбомов (но вот «изданных» - немного). Проблема таких групп - они исчерпали себя. И все, что крутится вокруг них - это инерция уходящего явления. Музыкальная форма, в которой они облеклись, стала их шкурой и превратилась в стиль жизни. Посмотрите на них внимательно: есть ли в них потенциал, могут ли они решиться на перемены…. Может быть ваша работа станет для них ракетой, на которой они взлетят на новую орбиту в реализации творческих претензий. Угадать трудно. Если у них есть менеджер, общайтесь с ним. Посмотрите насколько вхож он в околомузыкальные тусовки, на короткой ли ноге с лидерами масс-медиа…, и не верьте на слово. Пустить пыль в глаза это часть их профессии.
В каждом большом городе есть своя музыкальная тусовка - это места где в строго определенные дни и часы собираются музыканты и … ленивая круговерть взаимных приветствий, непонятно каких ожиданий, разговоры, будто ни о чем. Но это только на первый взгляд. На самом деле это площадке где Договариваются, о совместных проектах, о найме на свадебную халтурку, о продаже-купле чего-нибудь музыкального. Вот отсюда и могут прийти менеджеры «уставших» групп: удачно решая административные вопросы внутри своей тусовки, пытаются продолжить на другом уровне. Чаще такая трансформация неудачна. Менеджеру необходимо выйти на совсем иной круг общения. Приоритетными и более важными станет общение с журналистами, с редакциями радиостанций, с телевизионщиками, а это далеко не комфортный уровень общения. Мало умелых администраторов на этом поприще, а пробуют многие. Присмотритесь, от менеджера многое зависит. Он будет вашим основным партнером, через него группа выразит свое “фе” или одобрение, его слово будет самым весомым и окончательным, ибо он будет тот, кто берет на себя ответственность связанную с качеством проэкта.
Так с кем же работать?
Скажу: жизнь подбрасывает варианты, и все их надо использовать. Но среди них есть лучшие.
Молодая группа с бешенной энергией и несомненным талантом. Попробуйте разглядеть в них способность не замыкаться внутрь себя и своих музыкальных заморочек. Если они полифоничны в своих творческих устремлениях, то есть способны понимать, принимать, и даже работать внутри проектов театральных, шоу-менских, то они наиболее качественный материал для вашего “клипмейкерского” самовыражения. Они достаточно интеллигентны, чтобы довериться вашему вкусу и не будут равнодушными к готовому проекту. Видео для них не поддержка их шоу-бизнесового продвижения, а самовыражение другими средствами.
Здесь пунктик: у них чешутся руки самим снять и смонтировать клип так, как они это видят, чувствуют. Их натура - попытаться стать авторами всего: и своей музыки, и своего видео. Они с трудом терпят посредников… Если сможете стать своим для них, если ваш миф о групе (воплощенный в сценарии ) совпадет с их видением - они ваши. И это та группа у которой хватит дыхалки пройти марафон шоу-бизнеса. Они достаточно гибки, чтобы приспособиться и устоять. Если вы сможете создать свой миф и “навязать” его группе, считайте, что вы создали для них имидж. А это уже их дело следовать ему или отбросить. Вот все пока соображения по поводу “С кем начинать”
Пишем сценарий
Итак, вы выбрали группу и даже выбрали песню. Группа обрисовала, невнятно сформулированными речами, свое хотение и ответила на вопрос: почему именно эту песню желают воплотить в виртуальный образ музыкальной пьесы.
Должен заметить - редко музыканты выбирали ту песню, которая вам нравиться. Чаще на выбор влияет ее популярность в хит-парадах, частота звучания в эфире. Это факторы достаточно сильные, но ничего общего не имеющие с творческой состоятельностью песни. И если у вас душа лежит к другой вещи..., я вам сочувствую - придется преодолевать тормоз в своей работе. Но никуда не денешься: группа вправе распоряжаться своей вещью как ей понравиться.Работа со стороны музыкантов проделана. Вам надо соответственно реагировать - в цветах и красках (на бумаге) создать адекватный настроению и стилю их музыки визуальный образ.
Итак написание сценария включает в себя следующие этапы:
- подготовка музыки и текста, как части сценария
- литературный сценарий
- набор спецэфектов, операторских и монтажных приемов
- "сценарий клипа" - гибрид из всех вышеперечисленных категорий
1. Подготовка фонограммы и текста
Берете лист бумаги и выписываете слова песни тем самым стихотворным столбиком как это принято у них - поэтов. Но акценты вы должны расставить так, как это в песне проставлено. Сейчас строки укладывают в песню как угодно. Поэтому размер стиха (если он не белый), мало что общего имееть с интерпретацией в песне. Там где нет слов, но есть другие звуки музыкальной пьесы, отмечаете акценты - то есть те места, где происходит некая перемена. То ли стиля, то ли темпа, или резкий всплеск иных эмоций. В каждом законченном музыкальном фрагменте обозначьте время начала и время конца. Этот прием позволит вам вычленить микроатмосферу каждого фрагмента и дать вашей фантазии еще одну подпитку для включения работы мозговых извилин. Не надейтесь на плодовитость своей фантазии. Вещь эта ненадежная и по любому поводу любит отключаться. Вам лучше сразу выработать определенный стиль подготовки сценария и придерживаться его. Начнете давать себе поблажку - будете гнать серятину на экране и быстро иссякнете. Прописанный таким образом текст позволит вам, вне зависимости от настроения и других отвлекающих моментов, иметь крепкую основу для дальнейшей работы. Отложив на время этот текст, пофантазируйте как вам удобно и изложите эти фантазии в привычной большинству форме литературного сценария
2. Литературный сценарий
Хотел бы остановиться на проблеме качественных сценариев. Технология сейчас столь совершенна и предлагает столь огромное количество вариантов работы с изображением, что позволяет легко спрятать НЕРАБОТУ над сценарием за наворотами операторскими и монтажными. В итоге ... см. комментарии группы "Скрябин" к своим клипам.
К сожалению, стиль НЕРАБОТЫ над сценарием для клипа скорее стал правилом, чем исключением. И это рождает целый парад клипов-уродцев, клипов - украденных сюжетов-вкусов-стилей. Не будем анализировать причины этого. Единственное, хочу отметить: явление это прогрессирующее и связано в первую очередь с резким увеличением объема этой продукции на телеканалах. И как следствие, подключением к процессу создания видеоклипа огромной армии, как профи, так и любителей от ТВ.
3. Спецэфекты, операторские и монтажные приемы.
Наряду с общим сюжетом, через который нащупывается атмосфера клипа, занимайте свой мозг поиском спецэфектов и примеряйте их к какому-либо музыкальному фрагменту. У вас наверное есть любимые клипы с конкретными приколами. Отталкивайтесь от этих знаний, примеряйте, одевайте свои фрагменты в эти одежки. Не бойтесь, что вы калькируете чей-то прием. Если вы достаточно умны, одежки приема приобретут уникальную неповторимость. Все же найти нечто необыкновенное в области видео трудно и чаще это приходит с новой технологией. Отсюда феномен появления яркого, запоминающегося клипа, но с чрезвычайно короткой судьбой: необыкновенный прием "сделал" клип явлением и тут же устарел, когда прием начался тиражироваться во многих других работах.
Резюме: думайте над сюжетом, не поддавайтесь соблазну выехать на наборе приколов и тогда ваш клип будет интересно смотреть через пару лет, когда сменятся технологии и поменяются вкусы.
Если вы найдете прием - монтажный, глюковый, в одежде, в поведении музыкантов, в атмосфере эпизода - какой угодно, то через него вы выстроить всю остальную атмосферу, найдете стиль клипа. Ищите стиль, атмосферу в частном. Через частность легче продемонстрировать группе оригинальность и качественность вашего вмдения. Найдя такой прием, попробуйте в едином стиле протянуть его вариации, или нечто близкое через другие эпизоды. У вас есть оболочка - сюжет-история, не повторяющая буквально то, что музыканты рассказали своим языком.
Вы прописали набор кинематографических приемов, набор спецэфектов. Осталось прописать сам сценарий. Он может быть прописан в виде операторского сценария:
Время (мин) |
Звук |
Сюжет |
Операторский сценарий (сек) |
Комментарии |
00-0.30 |
Вступление: медленно барабан, потом флейта, потом синтезатор, нарастает до… |
Эстрадная заброшенная площадка в парке. Осень, опадают листья. Из ниоткуда появляются муз. Инструменты. Появился Солист один, расслабленно сидит перед сценой |
1.(Из зтм) - площадка (2 сек) 2.Падает лист - 3. Пролет камеры над землей - 4. Проявление - барабаны - стойки мкрф - колонки - 5. Солист (последовательно появляется - нога - фигура сбоку (средний план) - фигура издалека) |
Стиль сьемок - медленно двигающаяся камера (чуть над землей). Широкоугольник. |
0.30-0.35 |
Звуковая какофония (взрыв) |
Солист вскакивает будто ударенный… |
Камера (скачками ) - с общего на сверхкрупный (лицо Солиста) |
Пролет камера на актера |
И т.д. |
|
|
|
|
Когда у вас будет таким образом приготовлен, можете считать что вы достаточно тщательно поработали над ним. Теперь вам осталось готовиться к сьемкам.
Готовимся к съемкам
Итак, группа в лице менеджера дала добро на сьемки и вам осталось целенаправленно готовиться к ним. Внутри процесса подготовки существует круг проблем:
- выбор технологий, соответствующий уровню финансовых возможностей группы
- подбор специалистов - гример, костюмер - нужны ли они?
- подбор съемочных площадок, их подготовка, планирование съемочных дней
1. Выбор технологии - соответствующий уровню финансовых возможностей группы.
Эта фраза чрезвычайно важна для понимания того, что разное финансирование предполагает совершенно иную технологию реализации проекта, хотя результат может быть одинаков.
За очень большие деньги работают специалисты экстракласса. Они все знаю, умеют и обладают профессиональными сьемочными и монтажными комплексами. Поэтому их услуги чрезвычайно дороги и доступны лишь суперраскрученным группам и солистам. Раскрутка сама по себе дорогое удовольствие и создание клипа составная часть ее. На фоне общий затрат стоимость отдельного клипа не выглядит большими деньгами, но там мир взаимоотношений совсем иной, не похожий на нормальный.
Мы же говорим о том варианте, когда все начинают - вы новичок в видеопроизводстве, музыканты никому не известные таланты.... Есть какие-то деньги, какими могут рискнуть. Поэтому основная проблема: найти золотую середину между скромным финансированием и качественным конечным результатом. Они знают, что это хорошие деньги, так зачем делить с кем-то. Они с удовольствием отдадут вам процент как рекламному агенту, нашедшему для них проект. Так что будьте внимательны к таким вариантам. Они могут провести свои переговоры с музыкантами за вашей спиной и предложить свои услуги, минуя вас. Поэтому, вы должны быть уверены в музыкальной группе с которой работаете.
Вариант 1
Существуют в каждом крупном городе съемочные бригады, работающие на разные структуры как поставщики новостей, как реализаторы рекламных проектов связанных с видео. Можете воспользоваться их услугами. Но вы должны предварительно четко оговорить на каких условиях вы с ними сотрудничаете. Такие группы тяготеют к полной реализации проекта, начиная от планирования и создания сценария и кончая сдачей смонтированного изображения. Нанимайте мощности съемочной бригады поэлементно: - на конкретные съемочные дни (напр.: с 15.00 до 18.00) - камеру, штатив, освещение, оператора (в качестве "камерамена"). И говорите: "…может быть потом я у вас буду монтировать" - это формула позволит вам застраховаться от "внезапной" коррекции цен где-то в середине проекта. Таким образом вы получаете доступ к профессиональной технике, но за нее надо платить. Сколько? Здесь уже зависит от ваших способностей вести переговоры. Сфера эта тонкая и здесь мы ее не затрагиваем.
Вариант 2
Вы имеете доступ к частной (желательно цифровой) камере с достаточнео скромным диапазоном возможностей. В таком проекте вы должны планировать съемки с очень качественным световыми параметрами. Никаких рисковых съемок с резким контрастным освещением, никаких ночных съемок. Суперреализм добротный и несомненный. Конечно это ограничивает вашу фантазию. Но здесь надо выбирать либо технологическое качество, либо "закручено, но плохо видно". Параметры вполне обыкновенные и здесь можно выехать на добротности сценария, актерской работы, оригинальных костюмных, интерьерных и прочих решениях. Выбор средств достаточно широкий, все зависит от вашего таланта. Такой вариант наиболее дешев. Но он полностью делает вас независимим от интерпретации (вольной или невольной) вашего видения специалистами смежных профессий.
Подбор специалистов Гримеры, визажисты, костюмеры нужны, но в тех пределах пока не усложняют вам жизнь и не тянут одеяло на себя. Часто специалист "с именем" пытается навязать свое видение, тем самым разрушая все вокруг. Вы должны быть диктатором. Ибо вы видите общее, и та частность вокруг которой ломают копья, лишь кирпичик в большом здании. Нет никакой необходимости работать чрезмерно тщательно с ним. Если вам будут закидывать небрежность и невнимание к мелочам, помните: важен конечный результат, важно мнение об общем, а не о частности. Вы можете погрязнуть в мелочах. Всякую работу надо вовремя закончить. Искать специалистов следует в среде театральных студий. Там, правда, вы можете столкнуться с определенным настороженным отношением к вашему проекту как к халтуре на которой зазорно работать. К сожалению определенный снобизм присутствует. Поэтому идеальный вариант - опираться на друзей.
Подбор сьемочных площадок, планирование съемочных дней. Съемочная площадка - это место, где вы будете снимать. Хорошо если у вас есть павильон. Но такое удовольствие вас вряд ли ожидает. Надеюсь, в вашем крутом кино немного сцен, связанных с вокзалами, аэропортами, шумными автомагистралями. Это места повышенного риска. Трудно согласовывать со службами, работающих на этих территориях. Если сюжет завязан на площадях типовой квартиры, то все вопросы со съемками в таких местах должны быть решены заранее. Оговорить время, когда вы сможете появиться, не мешая обитателям квартиры. Площадки должны быть осмотрены и привязаны операторским сценарием к сюжету. Это обязательно надо проделать заранее, дабы не искать операторские точки сьемки во время работы с группой. Вы должны быть заняты работой с актерами, а не выбором точек и "пристрелкой" камеры. Это болезнь - водить хороводы вокруг техники. Если необходимы какие изменения в интерьере, то это надо сделать заранее, но никак не в процессе съемок. Если площадок несколько, то необходимо составить график сьемок, определить конкретные дни работы на каждой из них. Определиться в необходимом оборудовании, кого из специалистов пригласить и согласовать со всеми этот график. Планирование должно быть тщательно продуманным, чтобы из-за забытого электрического удлинителя не ждало много несомненно занятых людей. Сроки определены, все оповещены, идем к съемкам.
Съемочный процесc
Итак - съемочный день. О процессе кино-видеосъемок написано очень много профессиональных текстов типа "Искусство оператора". Отсылаю к ним. Правда они все написаны мастерами старой школы. Но это ремесло в деталях претерпело немного изменений и касаются они в основном технологических новинок типа кранов, миникранов, применения "stidicam". Приемы работы на подобных аппаратах невозможно описать, да и не имеет смысла - это конкретная практика, учиться ей надо в работе, но не по книжках.
У вас на руках должны быть листочки с тщательно прописанным Операторским планом. Порядок сцен в нем не обязательно может совпадать с Монтажным листом. Но обязательно должен совпадать с переустановкой камеры на съемочной площадке. Вы должны экономить на времени которое будете тратить на переустановку съемочной техники, на новое выставление света. Это большой кусок работы и вы должны помнить об этом. Отсняв кадр, зачеркивайте его в Операторском плане. Это позволит вам не запутаться в отснятых и не отснятых эпизодах. Очередность съемки эпизодов. Начинайте с общих планов. Их труднее всего ставить: задействовано много персонажей и необходимо согласование множеств составляющих. Но когда отсняли общий план, не забудьте отснять средний и крупные планы, даже если их нет в сценарии. Неизвестно как материал поведет себя в монтаже и вы всегда выкрутитесь, если будете иметь запас.
Остановимся на некоторых моментах работы на площадке, связанное скорее с психологией, чем с технологией:
- Как вести себя на съемках?
Никогда не предавайтесь размышлениям во время съемок. Все что вам необходимо снять, вы должны были придумать заранее. Но если осеняет озарение и возникает некая придумка, принимайте решение не колеблясь. Основное в съемке спонтанных эпизодов: чтобы они не помешали снять основные. И если можно, то сцены подобного рода лучше снимать в конце сьемочного дня.
- Какие могут быть конфликты в работе?
Это непонимание ньюансов сьемок некоторыми участниками, хотя бы теми же самыми музыкантами. Долгое ожидание актеров "своего выхода на сцену" приводит к определенной конфронтации с режиссером, котрый все что-то возится с какими-то непонятными эпизодами.Непонимание того, что режиссер постоянно раздираемый противоречиями балансирует между хорошим и еще лучшим. Постоянно сомневающийся в том, что происходит на сьемочной площадке. Все это выкачивает из него энергию со страшной силой. И если начинают доставать по незначительным поводам, недолго до нервного срыва. У режиссера должен быть единомышленник, в обязанности которого входило бы: занимать простаивающих участников съемки. Пусть это будет подготовка движений, наведения макияжа, чего угодно. Но все должны быть заняты и вовремя получать разьяснения по любому поводу, но не от режиссера. Ему некогда всем объяснять.
- Почаще заглядывайте в глазок камеры.
Оператор в качестве "камерамена" не является вашим единомышленником. Но так как вы не оператор, то все же доверяйте выставлять кадр профессионалу, но обязательно корректируйте его согласно своим наброскам.
- Осторожно относитесь к разного рода движениям камеры.
Внимательно планируйте подобные движения. В эстетике современного клипа напихивают "любэ": чем больше бросает камеру, тем "круче" клип. Но все же советую соблюдать определенную сдержанность: дергающееся изображение невозможно смотреть. Советую отказаться от наезда трансфокатором. Наезд сильный прием, но он должен быть редким. Лучше снимите три кадра разной крупности и смонтируйте их последовательно. Это будет лучше. А если "летать" камерой, то необходимо применение спецсредств: кран, "stidicam". А их как правило у вас нет. Есть придумки, которые позволяют заменить подобные устройства, но это уже на уровне народного творчества. Найти подобных умельцев большая удача. Вот пока все мысли по поводу съемочного дня.
Монтаж
У вас на руках несколько видеокассет формата Betacam или DV. Вы их даже не можете просмотреть без профессионального оборудования.
Что дальше? Опять вы должны обратиться к услугам профессиональной студии. Но весь процесс монтажа желательно разбить на следующие этапы: - просмотр материала на VHS-носителях. Это наиболее дешевый способ оценки отснятого материала. Вы должны помнить, что вам никто не даст бесконечно долго гонять профессиональные аппараты. А за тот одноразовый просмотр, что вам устроят, вы лишь сможете оценить техническое качество материала. Распишите на бумаге кадр за кадром все что сняли и точно в той последовательности что на пленке. Если записан time-код на пленке, пусть его перенесут на вашу VHS-копию. Отметьте временные параметры каждого кадра. Расписав таким образом весь материал, думайте, примеряйте кадры на полотно клипа.
Черновой монтаж.
Вариант 1. Ищите подходы к недорогой монтажной студии формата S-VHS. Их сейчас множество развелось на просторах СНГ. Фирмы и фирмочки решают свои небольшие видеопроэкты. Творческие силы там не очень сильны в клипмейкерском ремесле и их можно убедить за небольшие деньги "потренироваться" на будущих звездах. Было бы неплохо если бы вы умели монтировать на такой технике и могли сами это сделать. В итоге вы имели бы вполне добротный клип, правда без тех эфектных заморочек какие может дать компьютерная обработка. Зато гораздо легче искать и планировать спецэфекты и монтажные переходы.
Вариант 2. Есть еще такой носитель цифровой видеоинформации как хард-диск компьтера. Недорогие платы ввода-вывода видеосигнала пявляются на тех самых маленьких студиях, их сможете найти и у отдельных лиц, специализирующихся на съемках свадеб. Подобный проект позволит черновой монтаж проделать в той же компьютерной программе, что и последующий чистовой. Здесь вы сможете попробовать все, что придумали на бумаге. Единственное: желательно все же самому проделать всю работу по монтажу. Только тогда вы до конца будете режиссером своего клипа
Чистовой монтаж.
Приступая к чистовому монтажу, вы опять начинаете с подготовки Монтажных листов. В них вы прписываете содержание кадра, время демонстрации и указания по поиску его в материале. Временные параметры всегда учитывайте большими, чем те, какими они существуют в клипе. Вам необходим запас для оформления переходов между кадрами. Начиная работу со штатным монтажером студии, познакомьтесь с его работами, узнайте о его пристрастиях и симпатиях в монтаже. У профессионалов всегда найдется несколько неизвестных вам монтажно-дизайнерских решений, которые украсят ваш клип. Не стесняйтесь обращаться к ним за советом. Он не много стоит, но для вас это может быть необыкновенным решением. Так как у вас есть Монтажные листы, то ориентируясь по ним осуществляете сброс материала. И далее дело техники, поставить все так, как вы запланировали. Здесь важная категория - качество исходного материала. Будьте внимательны - тщательно просмотрите весь клип на предмет обнаружения технических сбоев. Некоторые появляются при сбросе на мастер-кассеты. Делайте несколько копий. И обязательно копию на компакт-диске. Впрочем рано еще сбрасывать на Мастер. Вы еще не сдали клип. Будьте готовы к переделкам и студию подготовьте к этому.
Сдача клипа
Смонтированный клип в формате в VHS вы несете на премьеру "заказчикам". Будьте готовы к реакции на клип совершенно не той, на которую вы надеялись. Каждый человек индивидуален и по-своему его фантазия рисует картинки. Если вы проводили предварительную работу: живописали в "цветах и красках" изобразительный ряд клипа на начальных этапах работы, демонстрировали удачные отрывки из не смонтированного материала, то предварительная работа была проделана. Заказчики подготовлены к восприятию вашего видения, и сдача пройдет намного легче.
Категорически не советую утаивать материал и пытаться поразить неожиданностью и необыкновенностью вашего "творчества" при сдаче. Музыкальная группа, при всем доверии к вам, вправе рассчитывать на соавторство. Всегда помните об этом. При каждом удобном случае укрепляйте в них эту веру. Не тешьте себя иллюзиями, что вы, в жанре видео клипа, вправе претендовать на "едино авторство". Без музыкальной группы, без ее музыкальной пьесы весь видеоряд - никому не нужный бред. Поэтому советуйтесь на всех этапах производства. Конечно, это не должно быть похожим на демонстрацию скудности вашей фантазии. Нет, вы должны демонстрировать свои впечатления как увлеченный человек, которому не терпится поделиться находками с самими ближайшими единомышленниками.
В среде первых зрителей всегда найдется человек, которому категорически ничего не нравиться. Такие ситуации редки, но они бывают. Гораздо чаще не нравиться какой-либо эпизод, или выражение лица героя в отдельно взятом кадре, или не замеченная деталь интерьера, которая некрасиво выпирает в кадре. В первом случае говорить не о чем, ибо огульное отрицание не оставляет места для полемики. Подобное возникает, когда предъявляются претензии скорее к автору, чем к его работе.
Во втором случае надо идти на уступки. Если упретесь в ваше право именно "так видеть", то в будущем это вернется бумерангом субъективных мнений, когда будут комментировать прокатную судьбу клипа. При любых раскладах будут говорить: "Могло быть лучше, если бы не …". Будьте гибки: не меняйте свое мнение в одночасье. Пусть оппоненты свое право на коррективы отвоюют. И, с трудом одержав такую "победу", они не будут настаивать на других, менее существенных "недостатках". Не дарите им "нечаянной радости" копаться в вашей работе. Как-нибудь вскользь упомяните, что глубока пропасть меж авторством сделанной "с нуля" вещи и авторами всевозможных вариаций "улучшенных и дополненных".
Вот и пришли мы к необходимости вносить коррективы в почти готовую работу. Если вы были к этому психологически готовы, то проделаете это без труда. Куда хуже ситуация если вы уже сбросили изображение на профессиональные магнитоносители. Придется вновь проходить весь этап…. Пока не убедитесь окончательно, что не осталось тех, с кем надо согласовывать. Что дальше? Судьба клипа покатится далее без вас.
Желаю успеха и спасибо, что дочитали курс до КОНЦА
Источник: http://www.is.lviv.ua/~pincy/klipmast/ych/ycheba.htm |